православие в России храмы монастыри христианство православный сайт udel3.ru Православие, храм Покрова Пресвятой Богородицы, Москва, метро 'Ясенево', ЮЗАО Москва Никольская церковь в Котелино Рязанская область Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии храм преподобной  Евфросинии Московской в Котловке ЮЗАО Москва  
ВНИМАНИЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ! В сети появились подложные копии нашего сайта Православие, храмы, монастыри, христианство, православный сайт udel3.ru. Во избежание путаницы рекомендуем входить на наш сайт не с поисковых систем, а добавить в закладки.

Главная страница >> Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе –
Московское подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни.



Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе ЮЗАО Москвы

Храм св. Димитрия Солунского в с. Андреевка

Успенская церковь в с. Дмитриево

Приход вмч. Георгия Победоносца в Пучеже

Храм святителя Николая в Порхове

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь

Храм прп. Серафима Саровского в Амурской области

Храм прп. Евфросинии Московской

Храм святителя Николая в с. Котелино

Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии

Православие, христианство.

Звенигород православный

Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе - фотоальбом

Православие, христианство

Православный календарь, именины

Православные книги

О Православии и православных

Постная кухня

Православие, христианство

Баннеры udel3.ru

Баннеры православных сайтов

Гостевая книга


Карта сайта



Православие, храмы, монастыри России, христианство, православный сайт, православное фото




Православие, восстановление храмов и монастырей, христианство, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России, фотогалереи




О молитве Иисусовой

фото храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе ЮЗАО, подворья Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни


Храм находится рядом со станцией метро “Новоясеневская”, выход из последнего вагона, в переходе – налево.

Фотогалерея "На территории храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе" 2006 год, все фотографии сделаны на территории храма.

Фотогалерея "Московское подворье Свято-Введенскоого монастыря Оптиной Пустыни, 2007 год"

Фотогалерея 2008 года - фотоальбом "Цветники Петропавловской церкви в Ясеневе, 2008 год"

Фотогалерея 2009 года - фотоальбом "В праздник Воздвижения Креста Господня в Петропавловском храме в Ясеневе: после Богослужения, 2009 год"

Православие, храм апостолов Петра и Павла: фрагмент ворот на логотипе udel3.ru

Православие, история храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе.

(Москва. Издание храма святых апостолов Петра и Павла, 2000.)

История храма в Ясенево восходит к глубокой древности. Первое известное упоминание о селе относится к 14 в. Во всех документах владение упоминается как село, а значит, в нем был храм. Таким образом, история церкви и ее прихода насчитывает не менее чем 7 столетий.

В 1331 г. по духовной грамоте великий князь Московский Иван Калита завещал село Ясиновьское (старинное название) своему сыну Андрею. Затем его наследовал князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич Храбрый (внук Калиты) – двоюродный брат, сподвижник и друг св. блгв. Князя Димитрия Донского, отличившийся необычайным мужеством в Куликовской битве, за что и получил свое прозвище. В 1382 г. Владимир разбил передовой отряд Тохтамыша, захватившего Москву, что спасло Подмосковье от очередного татарского разорения. После Владимира (в начале 15 в.) село досталось в наследство князю Василию Владимировичу Перемышльскому (его стольным градом был Перемышль). Последующими владельцами Ясенева были великие и удельные князья: великий князь Василий Второй Васильевич “Темный”, затем последовательно три его сына: князь Вологодский и Тарусский Андрей Васильевич Меньшой, князь Борис Васильевич (Волоцкий, Ржевский и Рузский) и великий князь Иван Третий Васильевич; сын последнего князь Андрей Иванович Старицкий. Позже имение перешло к царям: Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу и Петру Первому.

Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом 17 в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Оно привлекло внимание патриарха Филарета (Романова), отца вновь избранного на царство Михаила Феодоровича. По решению Патриарха в 1626 г. здесь началось строительство новой деревянной церкви во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Двумя годами позже (1628г.) церковь числилась среди "новоприбылых". После смерти отца царь Михаил Феодорович передал Ясенево в пользование одному из близких к Патриарху Филарету людей, сыну благовещенского протопопа - Ананье. Протопопы кремлёвского Благовещенского Собора по своему положению являлись духовниками царей. Ананью сменил не менее близкий к царскому двору человек - "боярин и дворецкий князь Алексей Михайлович Львов", любимец царя Алексея Михайловича). О связи Львова с Ясеневым свидетельствуют многочисленные вклады и дорогие пожертвования в местную церковь, а также постройка "колокольницы на столбах, на 5 колоколов".

В переписной книге 1646 г. значилось в селе Ясенево
"...двор боярский да двор конюшенный, двор скотной, 8 дворов деловых людей и 26 дворов крестьянских и бобыльских" , где числилось 65 человек мужского пола. Как свидетельствуют исторические документы, по сравнению с другими подмосковными селами дворы Ясенева к тому же отличались добротностью и хорошим состоянием. Это было на редкость большое и богатое село для Подмосковья того времени.

Для сравнения приведем данные о соседних подмосковных селах Юго-Запада по переписным книгам середины XVIIв., в основном того же 1646 г.

- В селе Никольском (впоследствии Котлы) был "двор церковного бобыля, на другой стороне реки Котла двор вотчинника с деловыми его людьми",т.е. 2 двора.

- В описании значилось "сельцо Черемушки с усадьбой вотчинника и двумя дворами - скотным и дворовых людей".

- В сельце Скрябине, Зюзине тож, кроме боярской усадьбы значились "двор прикащичий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских", где проживало 29 человек.

- По переписи Коньково (позже Троицкое-Коньково) было пустошью, а в соседней деревне Степановской отмечены дворянская усадьба (4 чел.) и 2 бобыльских двора (8 чел.). В середине XVII в. пустошь Коньково заселяется и превращается в деревню, в которой на 1678 г. значилось 2 господских дома (4 чел.) и 2 бобыльских двора (3 чел.).

- В деревне Сергиевское-Коньково по писцовой книге отмечен двор помещика, где жили приказчик и еще 2 человека. По описанию там по-прежнему значился лишь 1 двор вотчинника, где жили 4 чел.

- В Богородском (Беляево) перепись отмечает небольшое сельцо с 2-мя крестьянскими дворами.

- По описанию в Узком значились церковь, двор священника и 9 крестьянских дворов с 16 жителями.

- Троицкое (ныне - поселок Мосрентген) упомянуто как деревня, "что была пустошь Говорово". В деревне стоял лишь 1 двор помещика. Говорово затем вновь упомянуто в качестве пустоши, а перепись застает Жуково, "Говорово тож", деревней с 1-м двором, где жили 2 бобыля.

- Знаменское-Садки: описание отмечает в Садках 10 крестьянских дворов и двор вотчинника.

Из приведенных данных очевидно, что Ясенево в середине XVII в. было крупнейшим селом Юго-Западной части Московской губернии, подвергшейся страшному запустению после военных действий Смутного времени. Даже спустя десятилетия после этих событий писцовая книга фиксирует вместо многих ранее существовавших сел и деревень лишь пустоши с заброшенными пашнями и угодьями.

Ясенево же, напротив, к этому времени стало обширным селом с многочисленными покосами, пашнями и лесными угодьями, особенно же славилось оно разросшимися фруктовыми садами, которые очень ценились. Сразу же после смерти Львова царь Алексей Михайлович возвратил Ясенево в дворцовое ведомство. Место это так приглянулось царю, что он хотел превратить село в свою загородную резиденцию. В связи с этим в 1674 г. рядом со старой он возводит здесь новую деревянную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Новая церковь была трёхъярусной, двухэтажной, трёхпрестольной: верхняя церковь - Знаменская, нижняя освящена во имя святых мученицы Софии и трех ее дщерей: Веры, Надежды, Любови, Софии, а справа к ней был пристроен южный придел во имя свт. Николая Чудотворца. Трёхпрестольная Знаменская церковь было богато убрана ("дивно изукрашена") внутри. В фондах Государственнонго архива древних актов, сохранилось очень подробное ее описание: "село Ясенево на пруде, а в нем церковь Знамения Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровой, с папертью, да у той церкви церковь другая во имя Св. великомученицы Софии, да по правую сторону церкви внизу придел Николая Чудотворца, паперть, лестница всходная и над нижним рундуком верх шатровой; настоящая церковь и нижния церкви, алтарь, и придел и паперть крыто тесом, а кресты обиты белым железом, строение великаго государя, а строена в 1674 г., у церкви трои двери деревянныя створчатыя".

Можно предположить, что царь Алексей Михайлович приезжал в любимое им Ясенево и с молодой царицей Натальей Кирилловной, и с малолетним царевичем Петром Алексеевичем - будущим царем Петром I, с детства хорошо запомнившим Ясеневские места.

Именно ими он наградил сразу же после женитьбы на Евдокии Феодоровне Лопухиной, указом от 11 января 1690 г., её отца - Феодора Авраамовича Лопухина. В первые годы брака царь Петр неоднократно посещал Ясенево, где, по преданию, ещё в нашем столетии сохранялся древний дуб, под которым он любил сидеть.

Однако брак Петра с Лопухиной оказался неудачным. Воспитанная в духе старых традиций, она не разделяла взглядов царя на преобразование государства и не поддерживала его реформ. В итоге супруги развелись. Евдокия в 1698 г. была пострижена в монахини и сослана в Суздальский Покровский монастырь. В 1697 г. был раскрыт заговор-покушение на жизнь юного царя. Началось следствие. И, хотя оно не выявило причастности Лопухиных к заговору, Феодора Авраамовича решено было удалить из первопрестольной как человека не слишком надежного. Он был сослан на дальнее воеводство в Тотьму, где и скончался в 1713 г.

Фактическим владельцем Ясенева еще при жизни Ф.А. Лопухина становится его сын Авраам, родной брат опальной царицы Евдокии и дядя царевича Алексия (сына царя Петра I и царицы Евдокии Лопухиной). В первые годы XVIII столетия Авраам Феодорович Лопухин пользовался большим влиянием в Москве, особенно в среде старого боярства, враждебно относившегося к Петру и ожидавшего, что его на престоле сменит царевич Алексей, родной племянник Лопухина.

В 1708 г. Петр получил донос на Лопухина, но царь, занятый войной со шведами, не дал хода этому доносу. Тучи над А.Ф. Лопухиным сгустились осенью 1716 г., когда царевич Алексей бежал за границу. В начале 1718 г. с большими усилиями беглеца удалось вернуть в Москву, и началось громкое следствие. Был произведен внезапный обыск в Суздале, в келье царицы Евдокии, найдена ее тайная переписка с братом. Лопухина арестовали по подозрению в заговоре против царской власти в пользу царевича Алексия, своего племянника. Авраама неоднократно пытали, а в ноябре приговорили к смертной казни с конфискацией всех владений. Казнь совершилась 8 декабря 1718 г.

Как свидетельствует опись начала XVIII века, составленная в связи с конфискацией имения у Лопухиных по указу Петра I, в это время Ясенево было усадьбой дивной красоты. "С двух сторон к забору усадьбы подходил громадный фруктовый сад площадью 3,5 дес. с прудами... 1800 разного рода яблонь, сотни сливы и вишен. В саду разбит небольшой цветник, обсаженный с четырёх сторон смородиною".

Оставшиеся после казненного Авраама Лопухина два его сына - Феодор и Василий - были восстановлены в правах владения лишь в 1727 г., со вступлением на престол их двоюродного племянника Петра II - сына царевича Алексия. По указу нового императора Ясенево было возвращено им. В ходе семейного раздела село досталось старшему из них - Феодору Авраамовичу, женившемуся на дочери прославленного фельдмаршала петровских времён Б.П. Шереметева - Вере Борисовне. Богатейшее приданое супруги позволило новому хозяину Ясенева заняться самым широким строительством. Он кардинально перестроил всю вотчину: её храм и усадебно-парковый ансамбль.

Ф.А. Лопухин неоднократно, начиная с 1733 г., подавал прошения о постройке новой каменной церкви в своей вотчине селе Ясеневе вместо деревянной церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая "вельми обетшала и служить в ней невозможно". В царствование Елизаветы Петровны 13 марта 1751 г. по указу Ее Императорского Величества и по определению Московской духовной консистории велено было в Пехрянское духовное правление, в ведении которого находился Храм Свв. Апп. Петра и Павла, "послать указ: повелеть в указанном селе деревянную церковь освидетельствовать", и если "по свидетельстве явится, что она подлинно ветха и служения править в ней невозможно, то вместо той ветхой церкви в близости и на том же месте каменную церковь строить позволить, наподобие прочия святыя церкви, алтарем на восток, и построя убрати святыми иконами писанными по древнему Православной восточной церкви обычаю,: и прочим церковным всяким благолепием украсить и приличествующе ко освящению изготовить, дабы ни в чем недостатка не было. Когда оная церковь построена и всеми потребными удовольствована и ко освящению будет совсем в готовности, то описать в ней все порознь и ветхую церковь упразднити по освящении оной каменной церкви:"

Новый (ныне существующий) храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 году приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами. Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной.

После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г.

Князья Гагарины были близки к литературным кругам своего времени, некоторые из них (Гавриил Петрович и Павел Гаврилович) и сами занимались литературным творчеством. Среди их знакомых были Жуковский, Плетнев, Одоевский, Крылов, Вяземский, Пушкин, Тютчев, Чаадаев, Тургенев. В эти годы усадьбу посещали известные поэты В.А. Жуковский и Д.В. Давыдов. Предположительно там же работал художник В.Л.Боровиковский, написавший в 1801-1802 г.г. портреты дочерей ясеневских хозяев: Екатерины на фоне парка, а также Анны и Варвары с нотами и гитарой, хранящиеся в Третьяковской галерее.

Еще при жизни П.Г. Гагарина Ясенево перешло к его дальнему родственнику князю Сергею Ивановичу Гагарину.

Часто звучало в доме Гагариных имя А.С.Пушкина, состоявшего в родстве с супругой владельца С. И. Гагарина Варварой Михайловной, урожденной Пушкиной (она была двоюродной сестрой матери великого поэта).

9 июля 1822 г., в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище). Праздновать свадьбу молодые отправились в соседнюю усадьбу Знаменское-Садки, к матери невесты Екатерине Димитриевне, сестре владельца усадьбы Ивана Димитриевича Трубецкого. На свадьбу приехали из другой соседней с Ясеневым усадьбы Узкое её владельцы Толстые - родственники жениха.

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина.

В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.

В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен, и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского - небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство растянулось во времени, и было завершено лишь в 1865 г., после кончины Сергея Ивановича (последовавшей в 1862 г.).

В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.

В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).

После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие ей в 1902 г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г.

В 1924 году главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 30-е годы закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.

В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.

Фото храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе в семидесятые годы ХХ века, автор фото - Мясникова В.А


В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель - игумен Мелхиседек (Артюхин).

В храме находятся частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, святителя Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), преп. Амвросия Оптинского (память его празднуется 10/ 23 октября), преподобных Оптинских Старцев: Льва (память 11/ 24 октября), Макария (память 7/ 20 сентября), Моисея (память 16/ 29 июня), Антония (память 7/ 20 августа), Илариона (память 18 сентября/ 1 октября), Анатолия "Старшего" (память 25 января/ 7 февраля), Исаакия I (память 22 августа/ 4 сентября), Иосифа (память 9/ 22 мая), Варсонофия (память 1/ 14 апреля), Анатолия "Младшего" (память 30 июля/ 12 августа), Нектария (память 29 апреля /12 мая). В дни памяти преподобных Старцев Оптинских совершается праздничная Литургия, накануне - Всенощное бдение или полиелей. Приставной престол храма освящен в честь иконы Божией Матери "Знамение".



храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе: фрагмент ворот на логотипе udel3.ru

Христианство
Молитва Иисусова
Опыт двух тысячелетий

Москва, "Отчий дом", 2005.
Том I

  • Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь на земле, то и никогда не соединится с Ним.
    Преподобный Симеон Новый Богослов
  • Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без неё нельзя войти в Царство Небесное.
    Преподобный Варсонофий Оптинский
  • Чего искать паче всего? Того, чтоб сподобился человек непрестанного пребывания в молитве... Без непрестанной молитвы не можешь приблизиться к Богу.
    Преподобный Исаак Сирин
  • Отлучается от Бога всякий человек, который не хочет привести себя в единение с Богом молитвой.
    Преподобный Нил Синайский
  • Телесное делание - внешняя молитва есть не более чем лист; внутреннее же - умная молитва есть плод, а, по страшному речению Господа, всяко древо, не творящее плода, то есть умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо.
    Преподобный авва Агафон
  • Одна молитва внешняя не достаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннюю, не монахи, а чёрные головешки.
    Преподобный Серафим Саровский
  • Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем.
    Преподобный Варсонофий Великий
  • Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов, за которые будут истязаны в час смерти и дадут ответ на Страшном Суде.
    Преподобный Паисий Молдавский
  • Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Кто не взойдёт в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по исшествии душою из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим небесный.
    Святитель Игнатий Кавказский
  • Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечною молитвою.
    Святитель Феофан Затворник

    Вступительное слово

    Цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и больше всего благодати, по словам преподобного Серафима Саровского, даёт молитва. Жизнь христианской души должна быть сосредоточена в молитвенном делании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Мера постоянства и глубина погружённости в молитвенное состояние свидетельствуют о том, насколько он ещё мёртв и насколько он уже жив. Молитвой управляется течение мысли христианина, молитва звучит в биении его сердца и наполняет его дыхание. Посредством непристанной молитвы исполняется, как учил преподобный Григорий Синаит, "величайшая родовая заповедь о памяти Божией", за нарушение которой "люди погибли и через неё могут спастись". Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и питающему тварную жизнь. Обновлённый через молитву Божественной благодатию, человек получает возможность видеть своё падение, осознавать свою ограниченность и ничтожность без Бога, понимать подлинный смысл слов Спасителя: Без мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Смиренность души пробуждает в человеке покаянную скорбь и подвигает всем существом вымаливать прощения у Отца; через живительное молитвенное делание уготовляется спасение души.

    Две тысячи лет шли этим путём наши праотцы и отцы, обреая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам. Богатейшее наследие предшествующих поколений - благодатное учение о молитве, - как святыня, хранится во множестве книг. Суть и принципы этого учения неизменны, но святые отцы излагали свои наставления о молитвенном делании на языке, понятном и доступном прежде всего их современникам. Поэтому столь необходимо изучать опыт святых отцов и подвижников благочестия, живших незадолго до нас. Обращение к аскетической литературе - долг каждого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых ХХ века, "зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвещения" [сщмч. Серафим (Чичагов)]. Духовный рост сопряжён с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в "исполнителей обрядов", уделом которых "остаётся разъединение" и для которых недостижима молитвенная связь ни между собой, ни с небом.

    Книги серии "Путь умного делания" дают возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со сложнейшей темой и постичь самое существо дела. Композиционная особенность этого издания позволяет читателю, мысленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысливая наставления старца IV века и подвижника века ХХ. Читатель при этом оказывается в некоемом надвременном пространстве, где царит дух жизни равноангельской, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, где достижимо истинное единение во Христе через молитву.

    Игумен Пётр (Пиголь),
    кандидат богословия

    К читателю

    Дорогие братья и сестры!

    Перед Вами книга, которая даёт возможность приобщиться к сокровищнице святоотечественной мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.

    Одна из примечательных особенностей книги в том, что она даёт возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

    Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утончённым и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда труднодоступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книга не ограничена молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю даётся опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книги вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвеном делании, но и наше спасение вообще.

    Да почиет благословение Божие на сем труде.

    Протоиерей Георгий Бреев,
    духовник московского духовенства,
    настоятель храмов иконы Божией Матери
    "Живоносный Источник" в Царицыне
    и Рождества Богородицы в Крылатском



    христианство - православие - фотогалерея - храм апостолов петра и павла - ясенево - православные храмы россии - православные монастыри россии - молитва иисусова - опыт двух тысячелетий - путь умного делания - умно-сеодечное молитвенное делание - николай новиков - фото храмов - фото монастырей - помощь храмам - помощь монастырям - православный сайт udel3.ru - народ ру - narod ru


    на главную православного сайта 'Восстановление храмов и монастырей России, христианство, православие udel3.ru' - На главную страницу




    на главную православного сайта 'Восстановление и строительство храмов и монастырей России, христианство, православие udel3.ru'
    © Copyright 2006