на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России храм святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, Битцевский парк ЮЗАО Москва Никольская церковь в Котелино Рязанская область Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России храм преподобной  Евфросинии Московской в Котловке ЮЗАО Москва, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России  

Вниманию посетителей! В сети появились подложные клоны нашего сайта Православие, храмы, монастыри, христианство, православный сайт udel3.ru Поэтому во избежание путаницы рекомендуем входить на наш сайт не с поисковых систем, а добавить ссылку на наш сайт в закладки

Главная страница >> Фотогалерея Храма Христа Спасителя >> Фото 2009 года, Храм Христа Спасителя в Москве


Фотогалерея Храма Христа Спасителя в Москве

Православие в Москве:

Храм Христа Спасителя в Москве Храм,

фото сделано осенью 2009 года.

Высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

АЛЕКСАНДР

Вильно.

25 декабря 1812 года.

фото 2009 года, Храм Христа Спасителя в Москве, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Первый конкурс проектов на создание Храма Христа Спасителя в Москве

25 декабря 1812 года Император Александр I, в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.

Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника. Среди архитекторов, принявших в нем участие, были А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Л. Витберг, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги.

К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом. Каковы же были остальные представленные проекты?

Насколько можно судить по выявленным проектам первого конкурса на создание храма Христа Спасителя, большинству из них присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работают в рамках строго определенных понятий, обусловленных кругом идей архитектуры ампира. В этом отношении конкурсные проекты на храм Христа Спасителя сродни работам, создававшимся одновременно для других конкурсов - храму-памятнику в честь 100-летия Полтавской битвы или Исаакиевскому собору, конкурс на создание которого совпал по времени с первым конкурсом на проект храма Христа Спасителя. (Исаакиевский собор также проектировался как своего рода храм-памятник: он был посвящен Исаакию Далматскому. В день празднования этого святого родился Петр I. Тем самым Исаакиевский собор мыслился как храм памяти Императора, создателя новой России и ее новой столицы).

Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя вдохновлялись тремя главными образцами, связанными с традицией классической ордерной архитектуры.

Первый - собор святого Петра в Риме (1506 - 1614) - грандиозное сооружение, возведенное в Ватикане (архитекторы Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Джакомо делла Порта, Джакомо да Виньола, Карло Карло Мадерна; в 1657 - 1663 годах по проекту Джованни Бернини был создан великолепный ансамбль площади перед собором со знаменитой овальной колоннадой). Для русских зодчих собор св. Петра отождествлялся с идеей государственной мощи. Размеры здания, наиболее характерные формы - огромный опирающийся на квадратные столбы купол на парусах, его запоминающаяся ребристая форма, композиционное единство купола и портика, колоннада криволинейной формы перед главным фасадом - таковы основные элементы здания, широко вошедшие в культовую архитектуру эпохи классицизма.

Второй образец - Пантеон, один из самых великих памятников архитектуры Древнего Рима. Круглый в плане объем, завершенный полусферическим куполом, выделенный мощным портиком главный фасад стали образцом множества надгробных часовен, мавзолеев и храмов-памятников.

Третий источник подражания менее конкретен и связан с внутренними процессами эволюции стиля "классицизм", его поздней ампирной фазой и, в частности, с особенностями трактовки главного стилеобразующего элемента системы - ордера. Выразилось это в отказе от ориентации на наследие Древнего Рима и в обращении к наследию Древней Греции - Эллады. Причем, преимущественно к ордеру греческой архаики, к храмам Пестума с их характерными дорическими колоннадами, любовь к гладким поверхностям, лаконичным строгим геометрическим объемам, сдержанному применению декора.

Если обратиться к проектам первого конкурса на храм Христа Спасителя, то можно увидеть в них все вышеперечисленные черты.

Большое сходство с Пантеоном обнаруживает проект храма Христа Спасителя в Москве Джакомо Кваренги (1744 - 1817), особенно его главный фасад с 8-ми колонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним. В соответствии с требованиями канонов православия портику западного фасада соответствует восточная алтарная часть в виде апсиды прямоугольной формы. К восточному фасаду ведет такая же торжественная лестница, как к западному, его украшает такой же увенчанный треугольным фронтоном 8-ми колонный портик, но не из свободностоящих, а приставленных колонн. В интерьере величественный кессонированный купол, перекрывающий почти все внутреннее пространство храма, опирающийся на торжественную колоннаду, образующую кольцо. В композиции Кваренги снаружи и внутри доминирует тема круга: она повторяется в разных вариантах - отверстие купола, сам купол, его основание, колоннада, круглая форма которой подчеркнута тягами, полосами фриза и карниза. Это не случайность. В пояснительной записке В.П. Стасова к его проекту храма-памятника в Полтаве (1811) специально подчеркивается: "Чертеж сего храма составляет полный круг, как линия, присвоенная изображению вечности, знаменующая вечность". Кроме того, круг - символ Бога. Таким образом символика Пантеона в проекте Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм подчеркивала мемориальный характер здания, практически лишенного признаков русского православного храма.

Большинство же проектов первого конкурса тяготеет к собору святого Петра в Риме (включая проект А.Л. Витберга).

Из наиболее оригинальных, отмеченных поисками беспрецедентных решений, проекты храма Христа Спасителя архитектора А.Н. Воронихина (1759 - 1814). В них можно различить не менее семи вариантов, которые можно объединить в две основные группы.

К первой относятся проекты зданий, где как бы соединяются основные композиционные принципы Пантеона и собора св. Петра: круглое в плане сооружение с огромным куполом, перекрывающим основную часть пространства храма, 8-ми колонные портики восходят к древнеримскому прототипу; ребристый купол - к ренессансному. Но переосмыслены они в духе характерной для русской архитектуры скульптурности и всефасадности, отвечающих традиционному принципу расположения храма в центре площади.

Проекты второй группы - пятикупольные, крестообразные в плане сооружения. Но здесь крест является внутренней формой: он вписан в круг или в тяготеющий к форме круга квадрат со скругленными углами. Над пересечением ветвей креста возвышается ребристый купол характерной, ассоциирующейся с собором св. Петра в Риме формы, но увенчанный типично русской луковичной главкой. Снаружи крестообразность, как и в первой группе проектов, выявлена колонными портиками. Наряду с древнерусскими и древнеримскими формами Воронихин использует и формы, ассоциирующиеся с готикой - стрельчатые проемы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.
Одно из новшеств, впервые зафиксированное в проектах Воронихина, было очень быстро подхвачено современниками. Это своеобразная трактовка пятиглавия, совмещающая две основные версии венчаний христианского храма - русскую и западноевропейску. Сочетание пятиглавия с большим куполом на широком барабане становится возможным благодаря превращению боковых малых куполов в беседки-колокольни. Это не влияет на композицию интерьера, но возрождает на совершенно новой основе тип древнерусского храма-колокольни, известный под именем "иже под колоколы".

О том, насколько жизнеспособной, выразительной и емкой по своему содержанию оказалась эта идея Воронихина, свидетельствует архитектурная практика того времени. Многие храмы, в том числе Исаакиевский собор Монферрана, проект храма Христа Спасителя А.Л. Витберга, единоверческая церковь в Петербурге А.И. Мельникова, храм Христа Спасителя, сооруженный по проекту К.А. Тона и многие другие церкви этого зодчего восходят к конкурсным проектам храма Христа Спасителя А.Н. Воронихина.

Среди архитекторов, участвовавших в первом конкурсе на проектирование храма Христа Спасителя, Воронихин единственный обратился к наследию древнерусского зодчества. Не отказываясь от композиционных схем и форм классицизма, он сумел переплавить те и другие в целостную, оригинальную и выразительную композицию, ярко представляющую идею создания национального храма-памятника. Эта идея заставляет Воронихина впервые придать такого рода памятнику ярко выраженную даже чисто зрительно национальную окраску.

Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят прежде всего потому, что фиксировал зарождение нового, а не выражал с максимальной полнотой общепринятое. В развитии русского искусства и особенно архитектуры, как самого государственного из искусств, в результате Отечественной войны 1812 года происходит совершенно неожиданный на первый взгляд факт. Рост национального самосознания и высочайший патриотический подъем повлекли за собой расцвет искусства, максимально далекого от самобытности. Они привели к высочайшему, неизвестному остальной Европе расцвету архитектуры, основанной на классической традиции. Тенденции, выражаемые проектами и постройками, аналогичными созданию Воронихина, оказались отодвинутыми на второй план. Их развитие задержалось из-за того, что на первых порах новая система ценностей, представляющая народ как творца истории, и новая философия истории, облекаются в привычную форму и систему понятий. Более того, может быть, причиной нового взлета классической архитектуры стал очень резкий перелом в общественном сознании. Победа над Наполеоном осознается как победа русского народа и одновременно - как событие, имеющее важное общечеловеческое значение. Архитектура, выражающая подобные умонастроения, облекается в формы, соответствующие этому значению - ордерные, классические. Именно поэтому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спасителя досталась А.Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Храм на Воробьёвых горах по проекту А. Л. Витберга

Александр Лаврентьевич Витберг (1787-1855), до принятия православия - Карл Магнус. Родился 15 января 1787 года в Петербурге в семье "лакировальщика швецкой нации". Его отец приехал в Россию в 1773 году и обосновался в северной столице после недолгого пребывания в Ревеле (Таллине).

В 1802 году Витберг был принят в Академию Художеств, учился у одного из крупнейших русских живописцев Г.И. Угрюмова. Учеба шла успешно - в 1806 году ему присудили малую и большую серебряные, а в 1807 году - малую и большую золотые медали. Последняя давала право на пенсионную поездку за границу. Но из-за сложной международной обстановки зарубежные поездки были прекращены, и Витберга оставили для совершенствования в искусстве живописи при Академии в качестве помощника Угрюмова. Если бы Витберг не оставил свои занятия изобразительным искусством, он мог бы стать одним из самых значительных художников романтизма.

О характере духовных и художественных интересов художника во многом позволяет судить круг знакомств молодого Витберга. Он принят в доме А.Ф. Лабзина - одного из виднейших масонов, ученика, последователя и родственника Н.И. Новикова. Лабзину Витберг обязан своим масонством (судя по сохранившимся в Историческом музее города Вятки масонским орденским знакам, принадлежавшим Витбергу, он стоял на довольно высоком уровне масонской иерархии). Витберг был дружен с членами общества "Беседа любителей русского слова", в том числе с величайшим из русских поэтов XVIII века Г.Р. Державиным и Н.А. Львовым - архитектором, писателем, гравером, универсально одаренным человеком.

Масонство молодого художника, его ближайшее окружение, глубокая религиозность членов "Беседы", круг идей, ими исповедуемых, все это бесспорно оказало влияние на ход мыслей Александра Лаврентьевича, связанных со строительством храма-памятника, повлияло на содержание программы, структуру и композицию проекта. Однако никаких специфических масонских идей и масонской символики программа Витберга не содержала. Проект основывался на идеях христианства, ни в чем не противореча архитектурному прочтению православия русскими зодчими первой трети XIX века.

Манифест и объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя произвели подлинный переворот в душе художника и сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма. Его поразили широта и необычность замысла Александра I "воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая: доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, во имя какого-либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая".

"Главнейшие мысли" Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: "1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову: "не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает".

Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал "короною Москвы". Вот несколько доводов, придавших вес предложению построить храм на Воробьевых горах: это и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве "нет достаточно места, потребного для изящного здания", это и ссылки на примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне, это и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и последний довод - исторический - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

До зарождения идеи тройственного храма проекты Витберга представляют центрическое квадратное, а затем крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на барабане или без него. Витберг ищет наиболее выразительные варианты, проектируя перед каждым из фасадов колоннаду или портик с треугольным фронтоном. Появляются и более сложные ярусные композиции в виде двух поставленных друг на друга кубовидных объемов, верхний из которых увенчан куполом на барабане. Есть и другой вариант: увенчанный бельведером купол без барабана.

На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма и окончательно сформировывается необычный филосовско-религиозный замысел.

По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга. Он работает, стремясь, "чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи". Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: Бог один, но троичен в лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - это Троица Единосущная и нераздельная.

Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.

Вторая основополагающая идея, которую стремится выразить в структуре и облике храма Витберг - это взаимосвязь троичности Бога и человека. Согласно канонам православия человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Тело человека создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3. 19). Душа дана Богом как оживотворяющее начало. Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою" ... (Быт. 2, 7). Над телом и душой стоит высшее, а именно - дух. "Дух, - говорит еп. Феофан, - "как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем Одном находит покой". Тройственной природе человека соответствуют, подчеркивает Витберг, и три момента жизни Христа - Рождество, Преображение и Воскресение.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены: - подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.

Но Храм Христа Спасителя сооружался в память о войне 1812 года, в результате чего возникло еще одно сравнение - подвига павших за Отечество русских воинов с искупительной жертвой Христа. "К нижнему телесному храму", - пишет Витберг, - "почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество, то есть богатую катакомбу, которая бы передала потомству память всех убиенных за Отечество воинов".
Желание увековечить память всех погибших принципиально отличает проект Витберга от предложения Кикина и осуществленного проекта Тона с поименным увековечиванием только офицеров. Кажущаяся сегодня само собой разумеющейся мысль во времена Витберга выражала глубокий поворот в общественном сознании. В ней - начало процесса разрушения сословных перегородок и признание, хотя бы посмертное, равенства всех павших за Отечество воинов.

О масштабах предполагаемого храма дают представления следующие размеры: высота всего строения, которое должно было стать самым высоким в мире, 237 м от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 м, начинающаяся в 149-ти м от набережной Москвы-реки, состоит из 5-ти террас-уступов. Высота наземной части храма 170 м, диаметр главного купола более 50-ти м (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме - 141,5 м, колокольни Ивана Великого - 80 м, над уровнем Москвы-реки - 122 м). Площадку перед нижним храмом должны были фланкировать колоннады, каждая длиной до 640 м. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 м. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой - за рубежом.

При подведении итогов конкурса (1815 год) Государь с благосклонностью сказал Витбергу: "Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни".

Закладкой храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными 12-колонными портиками под треугольными фронтонами (кестообразность объему среднего храма в данном случае придают именно портики). Возросли высота и значение верхнего, окруженного колоннадой храма. Здание предполагалось поставить в центре прямоугольной, окаймленной колоннадой площади. На ее главной оси, со стороны въезда от Калужской дороги были запроектированы ворота с двумя звонницами-колокольнями. Витберг отказался от закрывающей подножие храма колоннады и преобразовал ее в торжественную, отмечающую границы площади ограду.

Александр I, который в юности был либералом и к вопросам веры относился равнодушно, покровительствует Витбергу. Война 1812 года пробудила в Императоре религиозное чувство - тогда он впервые прочитал все книги Нового Завета. (Впоследствии Александр I искал утоления духовной жажды вне ограды Православной Церкви: общался с сектантами и западными мистиками).

По приказанию Александра I собирается Комиссия по по строению храма. Несмотря на все опасения и возражения Витберга, ему, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, Государь поручает возглавить строительство.

1 сентября 1817 года, в пятую годовщину появления неприятельских войск, на Воробьевых горах на месте будущего заложения храма был водружен деревянный крест. На следующий день, в трагичную годовщину пятилетия вступления французских войск в Москву, место будущего храма было окроплено и начали рыть фундамент. 13 сентября 1817 года Витберг положил крестообразно первые четыре камня, и начали делать бут.

Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом. Только участвовавших в церемонии "Протоиереев было более 30, Священников около 300, а Диаконов около 200 ... два хора певчих - придворные и синодальные ... в лучших и богатейших облачениях". По окончании Литургии в Тихвинской церкви к месту заложения двинулся Крестный ход во главе с духовенством, Император "в сопровождении придворных, военных и статских особ, при колокольном звоне, полковой музыке, пред взором 50 тысяч войска и более 400 тысяч жителей". В приготовленный гранитный камень, выдолбленный внутри, была положена вызолоченная медная крестообразная доска с памятной надписью. После закладки управляющий Московской митрополией архиепископ Дмитровский Августин произнес торжественную речь. Затем Крестный ход по той же дороге по мостам вернулся к церкви Тихвинской иконы Божией Матери и "по возвращении Государя и отдании ему чести войска распущены были по квартирам". (Вообще в параде участвовали: гвардейский отряд, пятого пехотного корпуса 8-я, 9-я, 10-я и 23-я дивизии и 23-я артиллерийская бригада. Войска были расположены от Кремля до Воробьевых гор в четыре ряда, по одной стороне; парадом командовал генерал от инфантерии граф Толстой).

Вскоре после торжественной церемонии закладки храма Карл Витберг становится Александром - в сочельник 24 декабря 1817 года состоялось присоединение зодчего к Русской Православной Церкви при совершении таинства крещения.

Восемь лет было отпущено для строительства храма. Наряду с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. На это ушло почти три года. Одновременно архитектор занят разработкой экономической стороны проекта. В 1820 году представленный Витбергом "Экономический проект" сооружения храма был утвержден Императором. В 1821 году Комиссия по строению храма дает разрешение на начало земляных работ. В 1823 году началась заготовка камня (в деревне Григово Верейского уезда) и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовало Высочайшее повеление о соединении обеих рек для доставки камня к храму. Но вывезти большие партии камня так и не удалось: воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю. Одновременно он предложил членам Комиссии приостановить действия "впредь до высочайшего разрешения о должном направлении дел". Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер Император. Витберг лишился своего главного покровителя.

Новый самодержец России приказал приостановить все работы. Николай I, взошедший на престол под гром пушек на Сенатской площади, не разделял мистических увлечений Александра I. Николай I был верным сыном Православной Церкви, и проект Витберга, отличающийся глубоким символизмом, был неприемлем для него в том числе из идейных соображений. Но, будучи человеком твердым в исполнении религиозного долга, Николай I стремился выполнить обет своего брата, Императора Александра I.

Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный "Искусственный Комитет" под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Этому Комитету предстояло ответить на три вопроса: 1). возможно ли на месте, выбранном Витбергом, строить храм по его проекту; 2). возможно ли на том же месте выстроить храм по другому проекту; 3). для осуществления проекта Витберга не избрать ли местом строительства только верхнюю площадку Воробьевых гор, отказавшись от строительства на их склоне.
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: "Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание".

Исходя из выводов первого заключения, московским архитекторам было дано новое задание: рассмотреть возможность сооружения храма Христа Спасителя по проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор. Для этого были проведены новые исследования, в результате которых был сделан вывод о возможности строительства храма по утвержденному Александром I проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор, исключая нижнюю часть здания с первой церковью. Однако была сделана оговорка, что вывод этот касается только прочности грунта, а отнюдь не возможности исполнения проекта в соответствии с правилами архитектуры, а также материалов, необходимых для строительства столь огромного здания. К докладной записке московских архитекторов было приложено особое мнение полковника Яниша, который писал, что многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого храма не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерных осадок.

Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Затем последовали Высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсупова и указ Сената от 11 мая 1827 года: "Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное имущество - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова".

В довершение всего Витберга обвиняют в растрате казенных сумм. Начался процесс, где подлинные виновники "проскользнули"; в дело шли подтасовки, уничтожение документов, фиктивные экспертизы.

Суд длился долго. За это время у Витберга умерла любимая жена, бывшая ему верной помощницей, затем скончался отец. В 1834 году Витберг женился на бедной девушке Евдокии Викторовне Пузыревской. На руках у зодчего было двое малолетних детей; его материальное положение оказалось крайне шатким, а здоровье расстроенным.

Летом 1835 года долгое разбирательство закончилось. Все бывшие под судом лица во главе с Витбергом были признаны виновными "в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне". В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов. В том же 1835 году Витберга отправляют в ссылку в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить. В 1836 году он отправляется в ссылку под надзор полиции.

Решение суда было тяжелым ударом для Витберга, тем более, что он его не ожидал. Художник-идеалист твердо верил в то, что несмотря на происки врагов и завистников, правда восторжествует, и что он будет не только освобожден от суда, но даже награжден за бескорыстную и ревностную службу.
"Если бы страдание за правду, - писал Витберг, - не заключало в себе некоторого внутреннего утешения и отрады, то, угнетенный долговременными преследованиями врагов своих, страдалец не вынес бы испытания, превышающего все естественные силы".

Возвращение в 1840-х годах из ссылки в Петербург обернулось для Витберга окончательной гибелью надежд на осуществление подвижнического труда почти всей жизни. В 1838 году прошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля, а 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона на месте Алексеевского монастыря. Последние 15 лет Александр Лаврентьевич Витберг занимался архитектурным трудом эпизодически и умер в 1855 году в нищете и безвестности.

Многие современники в своих мемуарах отстаивают честное имя Витберга, скорее всего, так оно и было. С проектом Храма Христа Спасителя связаны и звездный час, и полный крах творческих планов Витберга. В историю русского искусства он вошел как создатель одного проекта, хотя довольно много проектировал и помимо Храма Христа Спасителя. Например, Александровский собор в Вятке (1831 год) - второе важнейшее (и тоже программное) произведение. В основу его композиции положена схема одного из вариантов храма Христа Спасителя - пятикупольная ротонда с четырьмя расположенными по сторонам света башнями-колокольнями.

Осуществление проекта А.Л. Витберга (содержание Комиссии, заготовление материалов, устройство судоходства по реке Москве, соединение рек, барки, строения, рабочие, провиант, больница и прочее) обошлось государству в 4 132 560 рублей 74 и 1/4 копеек ассигнациями. Но строительство храма Христа Спасителя оказалось не по силам александровской эпохе. Нужны были не только великие идеи, но и твердая власть с надежным аппаратом управления, привлекающая к работам профессиональных архитекторов и строителей. Таким зодчим оказался Константин Андреевич Тон, при котором создание храма стало поистине всенародным.



Православие, фотогалереи православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, христианство
Православие, фотогалерея православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, фото монастыря, христианство Предыдущее фото: Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве, фото 2009 года, православие, православный сайт udel3.ru Следующее фото: фото дверей Центрального входа в Храм Христа Спасителя в Москве, христианство, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (ЮЗАО Москва) - Приход вмч. Георгия Победоносца в Пучеже - Храм святителя Николая в Порхове - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь - Храм прп. Серафима Саровского в Амурской области - Храм прп. Евфросинии Московской - Храм святителя Николая в с. Котелино - Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии - Звенигород православный - Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе - фотогалереи - Православный календарь, именины - Православные книги - Пресса о религии - Постная кухня - Баннеры udel3.ru - Гостевая книга - Карта сайта




на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России - На главную страницу

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою.

Святой Антоний

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Прочь — ложь! она изженет из тебя страх Божий.

Святой Антоний

Православие, христианство, фотогалерея, фото храмов, монастырей России, фото цветов, православный сайт udel3.ru

Православие, христианство, фотогалереи, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях Росси, фото храма, фото монастыря


православие - христианство - православные храмы россии - фотогалереи - фотоальбом - фото храмов - православный сайт udel3.ru - православные монастыри россии - помощь храмам - фото монастырей - храм христа спасителя - манифест - конукрс проектов






© Copyright 2006