на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России храм святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, Битцевский парк ЮЗАО Москва Никольская церковь в Котелино Рязанская область Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России храм преподобной  Евфросинии Московской в Котловке ЮЗАО Москва, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России  

Вниманию посетителей! В сети появились подложные клоны нашего сайта Православие, храмы, монастыри, христианство, православный сайт udel3.ru Поэтому во избежание путаницы рекомендуем входить на наш сайт не с поисковых систем, а добавить ссылку на наш сайт в закладки

Главная страница >> Фотогалерея Храма Христа Спасителя >> Фото 2009 года, горельеф на стене Храма Христа Спасителя в Москве


Фотогалерея Храма Христа Спасителя в Москве

Православие в Москве:

горельеф на стене Храма Христа Спасителя в Москве (на южном фасаде),

фото сделано осенью 2009 года.

На южном фасаде Храма, обращенном к Москве-реке, размещены изображения Святых, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, а так же священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны.

На фото тондо: Образ Святого Романа Рязанского, в память сражения при Клястицах 19 июля 1812 года (автор воссоздания В.И. Кириллов); круглый горельеф (тондо) диаметром 4 м в верхнем ряду, в средней большой арке.

фото 2009 года, тондо на южном фасаде Храма Христа Спасителя в Москве, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Сражение под Клястицами 19 июля (31 июля) 1812 года

Сражение под Клястицами — 3-х дневный бой между французами и отдельным корпусом русской армии на Петербургском направлении у деревни Клястицы (ныне Россонский район Витебской области) на дороге между Полоцком и Себежем в ходе Отечественной войны 1812 года.

В этом сражении русские войска под командованием генерал-лейтенанта Витгенштейна одержали победу над превосходящими силами маршала Удино и остановили продвижение французов на Петербург.

Предыстория

К северу от главного, Московского, направления наступления Наполеона продвигались два его отдельных корпуса:

• Маршала Удино — главная цель действовать на Санкт-Петербург.
• Маршала Макдональда — задача действовать на Рижском направлении, возможно занять Ригу и содействовать корпусу Удино. Кроме того требовалось наладить поставки в главную армию продовольствия и фуража.

Им противостоял 1-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Витгенштейна, специально выделенный для прикрытия Петербурга. Кроме этого рижский генерал губернатор Эссен И.Н. располагал силами до 18 тыс. солдат для обороны Риги. Корпус Витгенштейна, будучи заведомо слабее любого из двух противостоящих корпусов, не смог бы устоять против их соединённых сил. Однако французы действовали раздельно.

Кроме этого на пути французских корпусов стояла естественная водная преграда - река Западная Двина. Пока Макдональд действовал против войск Эссена в Риге возле устья Двины, Удино попытался переправиться через Двину в Динабурге, однако не смог преодолеть сопротивления гарнизона. Поднявшись вверх по течению, Удино переправился через Двину около Полоцка (север Белоруссии). Французы намеревались отрезать Витгенштейна от тыла на Псковском тракте.

Витгенштейн оказался в отчаянном положении, единственным шансом остановить французов было воспользоваться удалённостью Макдональда, и несмотря на неравенство сил, атаковать корпус Удино..

Ход боя

28 июля 3 конных полка французов (12 эскадронов) были неожиданно атакованы 4 эскадронами Гродненского гусарского полка под командованием генерал-майора Кульнева с присоединившимися к атаке 500 казаками. Несмотря на численное превосходство французы были опрокинуты.

В это же время Удино занял деревню Клястицы, имея в наличии 28 тысяч солдат и 114 пушек против русских 17 тысяч. Тем не менее Витгенштейн решил атаковать, пользуясь растянутостью французских сил. Впереди двигался авангард Кульнева (3700 всадников, 12 орудий), за ним следовали основные силы Витгенштейна (13 тысяч солдат, 72 орудия).

Бой начался 30 июля (18 июля по старому стилю) в 2 часа дня. Русский авангард под командой Кульнева столкнулся с французским авангардом возле деревни Якубово. Встречный бой продолжался до конца дня. Кульнев старался вытеснить французов из деревни, но после серии жестоких схваток французы удержали деревню.

На следующий день втянулись главные силы русских, и после нескольких атак и контратак Якубово удалось захватить. Удино был вынужден отступить к Клястицам.

Продолжение атаки на Клястицы подразумевало переправу через реку Нища. Удино устроил на противоположном берегу мощную батарею и приказал сжечь единственный мост. Пока отряд Кульнева переправлялся бродом для обхода позиций французов, 2-й батальон павловского гренадерского полка атаковал прямо через горящий мост. Французы были вынуждены отступать дальше.

Генерал-майор Кульнев продолжил преследование 2-мя кавалерийскими полками при поддержке казаков, пехотного батальона и артиллерийской батареи. После переправы через реку Дрисса 1 августа он попал в засаду возле села Боярщино. Артиллерия французов расстреливала отряд Кульнева с господствующих высот. Сам он был смертельно ранен, пушечным ядром ему оторвало ноги выше колен.

Преследуя русский авангард, французский генерал Вердье в свою очередь натолкнулся при Головчице на главные силы Витгенштейна и был разгромлен. В этом бою Витгенштейн был легко ранен в щёку.

Итог боя

Удино отступил за Двину, оставив за собой укреплённый Полоцк, и, таким образом, наступление французов на Петербург провалилось. Более того, опасаясь действий Витгенштейна на путях снабжения «Великой Армии», Наполеон был вынужден ослабить главную группировку войск, послав на помощь Удино корпус Сен-Сира.

Витгенштейн в рапорте царю Александру I исчислил количество пленных в 3 тысячи, число убитых и раненых французов он оценил со слов пленных в 10 тысяч.

Это была первая крупная победа в этой войне, сильно поднявшая авторитет генерала Витгенштейна. Он был награждён орденом Святого Георгия второй степени. Царь Александр I называл его спасителем Санкт-Петербурга. От народа Витгенштейн получил почетное звание «защитника Петрова града», впервые прозвучавшее в песне, заканчивавшейся словами: «Хвала, хвала, тебе герой! Что град Петров спасён тобой!»

Житие святого благоверного князя Романа Рязанского
День памяти 19 июля (31 июля)

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Констан­тина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, святой Муромский чудотворец Петр (+1228; память 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества. Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе святого князь Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости - страх Божий -полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и Константин - воспитывались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших. Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Тайн. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: "Не достоит православным Христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую". Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: "Христианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть"». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность по промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился.

Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (†421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо­глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер­ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.



Православие, фотогалереи православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, христианство
Православие, фотогалерея православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, фото монастыря, христианство Предыдущее фото: тондо на южном фасаде Храма Христа Спасителя в Москве, фото 2009 года, православие, православный сайт udel3.ru Следующее фото: тондо - образ апостола Фомы, на южном фасаде Храма Христа Спасителя в Москве, христианство, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (ЮЗАО Москва) - Приход вмч. Георгия Победоносца в Пучеже - Храм святителя Николая в Порхове - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь - Храм прп. Серафима Саровского в Амурской области - Храм прп. Евфросинии Московской - Храм святителя Николая в с. Котелино - Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии - Звенигород православный - Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе - фотогалереи - Православный календарь, именины - Православные книги - Пресса о религии - Постная кухня - Баннеры udel3.ru - Гостевая книга - Карта сайта




на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России - На главную страницу

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому.

Блаженный Иероним

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения.

Блаженный Августин

Православие, христианство, фотогалерея, фото храмов, монастырей России, фото цветов, православный сайт udel3.ru

Православие, христианство, фотогалереи, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях Росси, фото храма, фото монастыря


православие - христианство - православные храмы россии - фотогалереи - фотоальбом - фото храмов - православный сайт udel3.ru - православные монастыри россии - помощь храмам - фото монастырей - храм христа спасителя - тондо - южный фасад - святой благоверный князь Роман Рязанский






© Copyright 2006