на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России храм святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, Битцевский парк ЮЗАО Москва Никольская церковь в Котелино Рязанская область Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России храм преподобной  Евфросинии Московской в Котловке ЮЗАО Москва, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях России  

Вниманию посетителей! В сети появились подложные клоны нашего сайта Православие, храмы, монастыри, христианство, православный сайт udel3.ru Поэтому во избежание путаницы рекомендуем входить на наш сайт не с поисковых систем, а добавить ссылку на наш сайт в закладки

Главная страница >> Фотогалерея Храма Христа Спасителя >> Фото 2009 года, план комплекса Храма Христа Спасителя в Москве на стенде


Фотогалерея Храма Христа Спасителя в Москве

Православие в Москве:

план комплекса Храма Христа Спасителя в Москве (на стенде),

фото стенда сделано осенью 2009 года.

фото 2009 года, план комплекса Храма Христа Спасителя в Москве, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Второй конкурс на создание Храма Христа Спасителя

Приняв решение о прекращении строительных работ на Воробьевых горах, 11 мая 1827 года Сенат издает указ, где говорится: "Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова".

19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору: "Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных". Все приглашенные к участию в конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор.

Из петербургских архитекторов выразили согласие заняться составлением проекта на Воробьевых горах А.А. Михайлов, В.П. Стасов, А.И. Мельников, В.А. Глинка, Э.Х. Аннерт, В.И. Беретти, А.П. Брюллов (ему Николай I персонально приказал заняться проектированием храма), а также Н.Е. Ефимов и И.И. Шарлемань; из московских - Е.Д. Тюрин, Н.В. Сакстон, А.С. Татищев, М.В. Горголицын, А.И. Бове, А.И. Давыдов, К.А. Ламони, А.С. Сумароков, В.А. Риеппи. Но при этом многие московские зодчие, предложившие свои варианты размещения храма Христа Спасителя на городской территории, - О.И. Бове, Ф.М. Шестаков, И.Т. Таманский - от участия в составлении проекта храма на Воробьевых горах отказались. Петербуржец Тон, человек исключительно чуткий к новым веяниям, примкнул к исканиям последних. Кроме приглашенных, во втором конкурсе по собственной инициативе приняли участие еще несколько профессиональных архитекторов, а также любители.

Вот некоторые из проектов второго конкурса на создание храма Христа Спасителя.

I. Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьевых гор.

В.П. Стасов дает собственную интерпретацию идеи трехчастного храма Витберга, но расположенного на гладкой поверхности, а не на склоне Воробьевых гор. Проект Стасова возрождает в классической модификации схему многоярусного русского храма конца XVII - начала XVIII в. Первый ярус - квадратный в плане, с 4-колонными портиками в центре каждого фасада. Объем первого яруса служит подножием главок-колоколен, окружающих второй ярус - круглый объем-подиум. На нем возвышается окруженная колоннадой глава купола - третий ярус стройной композиции, вытянутой по вертикали.

Проект А.И. Мельникова типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.

Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами. Созданный Кутеповым проект очень близок к утвержденному Императором проекту К.А. Тона. Проект Кутепова, как и выполненные во второй половине 1820-х годов проекты В.П. Стасова (Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в русской колонии Александровка под Потсдамом), А.И. Мельникова (Спасо-Преображенский собор в Нижнем новгороде) и другие - яркое свидетельство жизнеспособности идеи А.Н. Воронихина, участвовавшего в первом конкурсе на создание храма Христа Спасителя.

II. Проекты, ориентированные на исторический центр Москвы, в том числе на Кремль и Китай-город.

Ф.М. Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом. План храма, овальная форма площади и расходящиеся со стороны каждого закругления овала трехлучия вновь прокладываемых улиц свидетельствует об ориентации архитектора на опыт ренессансного и барочного Рима.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.
Для ансамбля храма Христа Спасителя архитектора И.Т. Таманского - с полуциркульной площадью, с колоннадой перед главным фасадом, расположенным напротив Соборной площади Кремля - одним из примеров стал Казанский собор Воронихина. План овальной площади, на которую выходит второй продольный, обращенный в противоположную от Кремля сторону фасад храма, опирается на несколько прототипов. Это уже упоминавшаяся площадь собора св. Петра в Риме, а также планы типичных для Древнего Рима сооружений - ипподромов, колизеев, а главное - овальная форма знаменитого форума императора Траяна.
Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.

О.И. Бове предлагает соорудить храм на Швивой горке. Он как бы повторяет в новой ситуации местоположение храма Витберга на вершине горы, предполагая одновременно сделать новый ансамбль неотъемлемой частью обращенной к Москве-реке панорамы с Кремлем и Китай-городом. В то время стена Китай-города проходила фактически у подножия Швивой горки, поэтому выбор такого места казался тогда более "историческим", чем сегодня.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить также в самом центре Москвы, также в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.
Пятикупольный храм, выполненный в традициях казаковской школы, выглядел бы в послепожарной Москве анахронизмом. Но в проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план, близкий аналогичным планам храмов нарышкинской архитектуры конца XVII - начала XVIII веков. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.
Проекты Малютина "по худому их соображению не удостоились внимания Его Императорского Величества". Однако нашего внимания он, бесспорно, заслуживает как очередной пример настойчивых стремлений архитекторов связать зрительно и планировочно новую святыню с исторической - храм Христа Спасителя с Кремлем - и одновременно, благодаря своим гигантским размерам, уравнять их в значении.

В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Николай I вызывает К.А. Тона в Москву и поручает ему проектирование храма Христа Спасителя. Как произошло утверждение проекта, каким образом пал на Тона выбор - документально пока выяснить не удалось.



Православие, фотогалереи православных храмов и монастырей России, христианство, православный сайт udel3.ru


Православие, фотогалереи православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, христианство
Православие, фотогалерея православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России, фото монастыря, христианство Предыдущее фото: большие средние врата западного фасада Храма Христа Спасителя, фото 2009 года, православие, православный сайт udel3.ru Следующее фото: вход в Преображенскую церковь, христианство, фотогалереи православного сайта udel3.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (ЮЗАО Москва) - Приход вмч. Георгия Победоносца в Пучеже - Храм святителя Николая в Порхове - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь - Храм прп. Серафима Саровского в Амурской области - Храм прп. Евфросинии Московской - Храм святителя Николая в с. Котелино - Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии - Звенигород православный - Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе - фотогалереи - Православный календарь, именины - Православные книги - Пресса о религии - Постная кухня - Баннеры udel3.ru - Гостевая книга - Карта сайта




на главную православного сайта udel3.ru о храмах и монастырях России - На главную страницу

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Когда я сидел у одного аввы, пришла некая дева и сказала старцу «Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет». Старец отвечал ей: «Сделалась ли для тебя скудность все равно что изобилие?» Она сказала: «Нет». - «Бесчестие как похвала? - «Нет, авва». - «Враги как друзья?»-«Нет». Тогда говорит ей мудрый тот старец: " Иди трудись, ты ничего не имеешь!"

Преподобный Антоний Великий

Православие, христианство, фотогалерея, православный сайт udel3.ru


Один Ваш должник составил фальшивый вексель. Но покаялся, и Вы простили ему. Сейчас Вы снова пишете мне об этом. Для чего вспоминаете прощенный грех? Когда христианин прощает, он забывает о грехе ближнего и никому не рассказывает о нем. Вы же согрешаете вдвойне. Во-первых, хвалитесь тем, что простили. Во-вторых, рассказываете о грехе ближнего и навлекаете на него осуждение. Одно из величайших зол нашего времени – бесконечное, с утра до ночи, обсуждение чужих грехов. Даже покаяние грешников не может заградить уста многим любителям открывать чужие раны. И если бы грехи просто обсуждались, но они раздуваются и преувеличиваются до демонических размеров!

Когда император Константин Великий пришел на Никейский собор, некоторые члены собора передали ему письменные жалобы друг на друга. Император, собрав все жалобы, скомкал их и бросил в огонь со словами: "Да о распрях священников никто не узнает". Если согрешит против тебя брат твой,– говорит Спаситель,– обличи его один на один. Если же сказал брату и брат покаялся и был прощен, как же после этого объявлять миру его грех? Так ты не обретешь брата, а потеряешь его.

Простить – значит не просто не мстить, а покрыть грех брата молчанием и забвением.

Из писем святителя Николая Сербского

Православие, христианство, фотогалерея, фото храмов, монастырей России, фото цветов, православный сайт udel3.ru

Православие, христианство, фотогалереи, православный сайт udel3.ru о храмах и монастырях Росси, фото храма, фото монастыря


православие - христианство - православные храмы россии - фотогалереи - фотоальбом - фото храмов - православный сайт udel3.ru - православные монастыри россии - помощь храмам - фото монастырей - храм христа спасителя






© Copyright 2006